В октябре прошлого года экологический центр "Дронт" (г.Н.Новгород) зарегистрировал
общественную экологическую экспертизу проектной документации Нижегородской АЭС
и запросил "Концерн Росэнергоатом" о предоставлении документации. Была создана
экспертная группа, в которую вошли экологи, геологи и физики.
Первое письмо вернулось с пометкой "адресат не найден" - как оказалось, крупную российскую корпорацию трудно отыскать по тому адресу, который указан на официальных документах. На повторно поданную просьбу в декабре пришел ответ,
что запрашиваемые документы не готовы.
В тоже время, две "общественные экологические" организации одобрили
материалы "Росэнергоатома". Кстати, одна из этих организаций носит говорящее название
"Гринлайт" (видимо, по аналогии с легкими сигаретами), данную организацию с противоречивым статусом "международная" и "межрегиональная" возглавляет небезызвестный экс-глава комитета государственной Думы по экологии, один из главных лоббистов превращения России в международную ядерную свалку г-н Грачев В.А.
И теперь ОАО "Концерн "Росэнергоатом" получило положительное экспертное заключение государственной экологической экспертизы по материалам обоснования лицензии на размещение первого энергоблока Нижегородской АЭС.
Экологам все же попали в руки документы, которые они надеялись получить от атомщиков. Оказалось, что замечания, которые высказывались рядом экологических организаций на общественных слушаниях осенью прошлого года в Навашино, не учтены.
Вот некоторые из замечаний:
- Отсутствует анализ проектной аварии с разрушением реактора. Катастрофа, которая
будет развиваться по сценарию, не учтенному разработчиками и приведет к последствиям,
сравнимым с Чернобылем, не исключена на 100 %.
- Отсутствует информация о воздействии на окружающую среду в случае преднамеренной
попытки создания аварийной ситуации (террористическая атака, военные действия и т.п.).
Ссылки на защитную оболочку, выдерживающую падение самолета весом в 20 тонн, явно недостаточно (большинство пассажирских самолетов весит существенно больше).
- Не дана оценка воздействия на окружающую среду последствий возможных аварий
и инцидентов при обращении с радиоактивными отходами (транспортные аварии, разгерметизация контейнеров и т.д.), и аварий и инцидентов, связанных с транспортировкой и хранением отработанного ядерного топлива (ОЯТ) (например, протечки бассейнов выдержки, неисправности
системы охлаждения).
- Недооценивается то, что АЭС и подъездные пути и коммуникации предполагается
строить на карстоопасных территориях, на подстилающем глиняную толщу гипсовом карсте.
АЭС дает гораздо большую статистическую нагрузку на грунт, чем стандартные сооружения.
Работа турбин добавляет к этому вибродинамическую нагрузку, что неизбежно усилит
карстовые процессы на этом участке. На прилегающих территориях известны случаи образования крупных провалов с весьма больших глубин.
Из всего этого можно сделать вывод, что "Росэнергоатом", как и большинство государственных структур, не готов и не собирается вести конструктивный диалог с инициативными группами местных жителей, общественностью, очевидно, всерьез опасаясь конструктивной критики.